Канаш является третьем городом в Чувашской Республике по численности населения и индустриальной мощи, одновременно центром одноименного района. Он уникален своим транспортно-географическим положением. На карте Чувашии занимает центральное место, находится в 85 км к югу от столицы республики – Чебоксар. Канаш - транспортный центр Чувашии. Город пересекают важнейшие автотранспортные магистрали: с западной стороны - автодорога федерального значения Цивильск - Ульяновск-Сызрань, которая связана с автомагистралью Москва - Нижний Новгород-Казань. Город Канаш также имеет автодорожную связь со всеми районами республики. В современной архитектурно-планировочной организации территории г. Канаша большое значение имеет его расположение в центральной части Чувашии, на пересечении железнодорожных магистралей Москва-Казань и Красный Узел (Саранск - Чебоксары).
Численность населения на 1 января 2012 г. достигла 45,6 тыс. человек (3,6 % от общей численности населения в республике).
В начале декабря 1893 г. завершилось строительство железной дороги Москва-Казань через Алатырь. С этого времени начинает свою летопись станция Шихраны и поселок при ней – будущий город Канаш. На станции функционировало путевое хозяйство, состоящее из одной главной линии, одного разъездного пути и двух небольших тупиковых путей для постановки вагонов под погрузку и выгрузку. Было построено оборотное паровозное депо на 2 стойла, водонапорная башня, дом для пассажиров, отдельный дом для жандарма, два небольших дома для проживания служащих дороги. С открытием станции был создан удобный выход на рынок лесных и сельскохозяйственных товаров, появились склады местных и иностранных купцов, паровые и ветряные мельницы.
К 1911 году в Шихранах действовало более 40 торговых фирм. К 1912 году в поселке открылось высшее начальное училище, с 1914 года учительская семинария. В 1919 году Шихраны становятся узловой станцией, в 1920 году переименовываются в станцию Канаш, а в 1925 году станция Канаш получила статус города (постановление ВЦИК от 6 июня 1925 года). Население Канаша к этому времени составляло 2323 человека.
В 1926 году завершается строительство второй станции Канаш, на которую были перенесены основные грузовые работы. 7 ноября 1929 года вступила в строй первая электростанция, которая впоследствии снабжала электроэнергией железнодорожную станцию, часть города и 13 близлежащих деревень.
Новым этапом в развитии города стало сооружение вагоноремонтного завода, которое началось в марте 1934 года. Завод был рассчитан на ремонт 6 тысяч грузовых вагонов в год.
1 сентября 1935 года завод выпустил первую партию капитально отремонтированных вагонов.
В 1939 году вступила в строй железнодорожная ветка Канаш - Чебоксары, Канаш становится большим железнодорожным узлом, работающим на 4 направления.
К 1940 году в городе проживало 17,3 тыс. человек, работали 4 школы, финансовый техникум, медицинское училище, было построено новое здание педагогического училища.
В годы Великой Отечественной войны необходимо было перестроить работу промышленных предприятий города для быстрейшего выполнения военных заказов и освоения новых видов продукции оборонного значения. Налаживанию работы на предприятиях Канаша, обеспечению его жизнедеятельности в условиях тяжелого времени способствовало то, что городские органы управления в 1942 г. были значительно укреплены. Это было связано с тем, что по постановлению Президиума Верховного Совета Чувашской АССР от 3 марта 1942 г. Канаш был выделен из состава Канашского района и отнесен к категории городов республиканского подчинения. В условиях войны станция Канаш добилась пропускной способности поездов в 2-3 раза больше, чем в довоенное время. Вагоноремонтный завод строил, восстанавливал и вооружал бронепоезда, отремонтировал 16000 вагонов.
В истории развития Канаша как города 1950-1970 гг. имеют определяющее значение. В эти годы закладывается основа для превращения г. Канаша в третий по значимости после Чебоксар и Новочебоксарска промышленный центр и один из крупнейших узлов Чувашии.
В 1950-1970 годах промышленность города становится многоотраслевой. В эти годы вступили в строй действующих швейная и мебельная фабрики, заводы резцов, технологической оснастки, полимерных материалов, пластмассовых и лакокрасочных изделий, авторемонтный, электропогрузчиков. В эти же годы были построены новый железнодорожный вокзал, Дворец культуры вагоноремонтного завода, отделенческая больница, детские учреждения, школы, велось благоустройство улиц и площадей. В эти годы Канаш становится одним из крупных железнодорожных узлов Казанской железной дороги, который принимает и отправляет поезда по четырем направлением: Москва, Казань, Чебоксары, Рузаевка.
В 1971-1990 г.г. Канаш стал третьем по численности населения городом Чувашии. На 1 января 1986 г. в нем проживало 51,2 тыс. человек. Экономическое развитие города в 1971-1990-х г.г. прошло несколько этапов, связанных с выполнением государственных заданий пятилетних планов развития народного хозяйства в стране и республике. Перед промышленными предприятиями Канаша стояли задачи наращивания экономического потенциала, внедрения новой техники, передового опыта, ввода в строй новых производственных площадей.
В 1990 г. Канаш занимал 4-е место по республике по объему промышленной продукции, 3-е место по среднесписочной численности рабочих и служащих, по объему капиталовложений, по стоимости основных промышленно-производственных фондов, 7-е место по их вводу в действие, 6-е место по грузообороту автомобильного транспорта.
В городе реализуется программа «Обеспечение населения г.Канаш качественной питьевой водой на 2009-2020 годы», утвержденная решением Собрания депутатов г.Канаша Чувашской Республики от 22 июля 2009 г. В рамках этой программы в 2009 г. завершено строительство водовода Высоковка - Канаш.
В начале XXI в. г. Канаш занимает достаточно высокую позицию, как в социально-экономическом, так и социокультурном развитии Чувашской Республики. Один из молодых городов, возникший, как и ряд городов Чувашии, на этапе индустриализации и создания промышленного потенциала региона, имеет ряд преимуществ для дальнейшего развития. Сегодня город Канаш со статусом моногорода ведет большую подготовительную работу по участию в федеральной программе моногородов. В связи с этим и в соответствии с приоритетными направлениями, определенными Правительством Российской Федерации, разработан комплексный инвестиционный план модернизации г. Канаша до 2020 г., одобрен постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 апреля 2012 г. В рамках реализации мероприятий плана в городе реализуются инвестиционные проекты: разработка и внедрение в серийное производство новых моделей грузовых вагонов с улучшенными техническими и эксплуатационными характеристиками на ЗАО «Промтрактор-Вагон»; строительство завода по переработке овощей ООО « Девелей, строительство предприятия по производству неорганических химических соединений (минеральных солей) ООО « Аурат-СВ»
Канашцы любят свой город, дорожат его историческим прошлым, переживают за сегодняшний день, заботятся о будущем. Неравнодушие горожан является залогом дальнейшего развития города.