Учительская семинария.
Вместе с ростом посёлка Шихраны, его населения, стали появляться учебные заведения. Незадолго до первой мировой войны в 1912 году, было открыто высшее начальное училище, а в первый год войны, поздней осенью, начала действовать Шихранская учительская семинария. Она, преобразованная впоследствии в педагогические курсы, педагогический техникум, учительский институт и в педагогическое училище, играла и играет важную роль в подготовке кадров чувашской интеллигенции.
Шихранская учительская семинария не была открыта как чувашская. Состав учащихся был интернациональный: чуваши, русские, мордва, марийцы, белорусы, поляки. Большинство составляли сыновья чувашских крестьян-середняков и бедняков. Семинария была мужской, девушек в неё до Октябрьской революции не принимали. Лишь после Октябрьской революции среди учащихся появились первые девушки. Из Нижегородской женской учительской семинарии перевелась к нам Орленко (Захарова) Анна, из Симбирской чувашской учительской школы – Михайлова Александра, Кузьмина Ксения, Иванова Мария и др.
До Октябрьской революции не было женщин и среди преподавателей семинарии. Первыми женщинами преподавателями семинарии были З.А. Жаброва и А.В. Грекова.
В учительской семинарии учащимся давали небольшую стипендию – 15 рублей в месяц. Конечно на эти деньги, особенно в годы войны, прожить было очень трудно. Материально-бытовые условия учащихся были тяжёлые. Столовой и общежития не было. Учащиеся ютились в каморках, в углах у домовладельцев. Регулированием квартплаты никто не занимался. Хозяева брали плату по своему усмотрению. Часто приходилось менять квартиру.
До революции в семинарии революционных организаций не было. Но люди прогрессивные, ратовавшие за просвещение народа, любящие молодёжь и её благородные порывы, среди преподавателей, несомненно были. Глубокий след в наших сердцах оставили преподаватели И.С. Никурашин, И.Е. Несудимов, А.А. Жулин и другие. Они помогали студентам овладеть основами наук, привили любовь к русской и мировой классической литературе.
Самый трудный период в истории Шихранской учительской семинарии (Канашского педагогического училища) – первые десять лет её деятельности. Это были годы первой мировой войны, гражданской войны, иностранной военной интервенции, годы восстановления народного хозяйства. В это тяжёлое время учебным заведением руководил Михаил Фёдорович Кузнецов и Тимофей Матвеевич Матвеев.
В течение первых пяти лет директором семинарии был Михаил Фёдорович Кузнецов. Родился он в 1868 году в селе Лобановке Сызранского уезда, Симбирской губернии, в семье бывшего крепостного крестьянина. Отец с семьёй переехал в Симбирск и работал официантом. Здесь Михаил Кузнецов поступил учиться в гимназию. Он сидел с Володей Ульяновым за одной партой, бывал в семье Ульяновых. Володя Ульянов помогал ему готовиться к урокам и экзаменам. Окончили они Симбирскую гимназию в 1887 году.
В 1891 году М.Ф. Кузнецов окончил историко-филологический факультет Казанского университета. Преподавал историю и географию. Он вложил много сил как педагог и администратор в становлении Шихранской учительской семинарии.
В июле 1913 г. на станцию Шихраны прибыли управляющий Казанским учебным округом Д.П. Погодин и инспектор народных училищ Н.С. Краско по делу семинарии. Желающих поступить в этом году в семинарию было 103 человека.
В семинарии работали лучшие преподаватели. Среди них наставник русского языка И.С. Никурашин, математик В.С. Ивашкевич, физику и естествознанию Л.И. Ильинский, пение – выпускник Порецкой учительской семинарии Д.М. Мясников. Специальным предметом был закон божий. В 1915 году семинаристы переехали в двухэтажное деревянное здание и справили новоселье. До наших дней это здание не сохранилось.
Осенью 1919 года Шихранская учительская семинария была преобразована в педагогические курсы по подготовке учителей для чувашских школ. Организатором и председателем педагогических курсов был Тимофей Матвеевич Матвеев, окончивший в 1915 году историко-филологический факультет Казанской губернии и работавший преподавателем Глазовской учительской семинарии Вятской губернии.