Автономное учреждение "Канашский городской парк культуры и отдыха" города Канаш Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Никольская церковь

Строительство Никольской церкви в городе Канаше.

            Православный чувашский приход в г. Канаше  в Чувашской Республике насчитывает более ста лет: образовался он в  1893-1894 годах. История же Канашского храма началась  25 ноября (восьмого декабря по  н. ст.) 1901 года, когда по благословению архиепископа Казанского и Свияжского Арсения (Брянцева) состоялось освящение вновь построенного деревянного храма во имя Святителя  и Чудотворца Николая при станции Шихраны.

            В середине декабря  1893 года было завершено строительство железной дороги Москва- Казань через Рязань, Саранск, Алатырь. При одной из новых железнодорожных станций – Шихраны образовался и посёлок - будущий город Канаш. При посёлке вскоре  была открыта  школа грамоты, переименованная  с построением храма в церковно-приходскую.  Ближайщий к станции храм  находился в 8 км – в с.Шихазаны, в приход которого входила и станция. Жители  Шихран сначала устроили молельню у себя на станции.  Из Цивильского женского монастыря была принесена Тихвинская икона Божией Матери. Честной образ, у которого несли  послушание  инокини  Цивильского  монастыря, поставлен в здании вокзала. Сюда приглашались клирики  из причта Шихазанского храма (притч был многоштатным) для совершения всенощного бдения перед  Тихвинской  иконой  Богоматери накануне великих церковных праздников и воскресных дней. Довольно обширный зал ||| класса, куда  поместили святую икону,  был всегда полон молящихся, Благовест к богослужению совершался  в небольшой станционный  колокол. Так продолжалось три года. Местные жители решили выстроить свой храм. Желание было единодушным, однако своих средств не хватало.  На помощь пришли крестьяне двух соседних деревень: Малых Бикших и  Атишевой - Шихраны ( теперь  Сугайкасы), которые тоже входили в  шихазанский приход.

            Не откладывая дела, жители  названных трёх  селений в январе  1901 года составили прошение. В марте  было получено разрешение  духовной и светской власти на постройку  деревянного  храма.  Петербургский купец  Иван Иванович Кудрявцев  своей жертвой  сделал  весомый  вклад в это дело. Вместе с пожертвованиями  жителей станции  и крестьян деревень составился капитал, достаточный для постройки храма. Был образован строительный комитет,  председателем которого избрали священника  шихазанской церкви  отца Гавриила Сироткина. Общее руководство делом  возложили на  благочинного  протоирея  Александра Василевского.

            Место для храма было отведено  в полукилометрах от  станции.  Благодаря стараниям членов  комитета и прихожан  немногим более чем за восемь месяцев был построен  великолепный храм  на каменном  фундаменте, благоукрашенный  внутри.  Окончательно  как снаружи, так и  внутри  храм был готов к 20 ноября.  

            Освящение храма  было назначено  на 25 ноября – отдание праздника Введения во  храм Пресвятой Богородицы. Прихожане обратились с просьбой  к владыке  Арсению освятить храм, но ему пришлось  уехать в  Петербург для присутствия на сессии Святейшего  Синода. На освящение храма прибыл из Казани  по благословению  Владыки  протоирей  Н.М. Варушкин. По разосланным приглашениям  прибыли местный благочинный протоирей  А.П. Василевский и ещё  четырнадцать сявщенников и четыре диакона.

            К началу всенощного бдения,  около 6 часов вечера  вокруг храма  были заложены  плошки и смоляные бочки. По рассказам очевидцев, зрелище было великолепное.  Стоял тихий вечер, благодаря чему плошки горели и хорошо освещали храм  снаружи. Не менее великолепно было  был освещён храм и внутри. Из здания вокзала была торжественно перенесена  Тихвинская икона  Божией Матери,  перд которой и началось всенощное  бдение. На хорах пели ученики  местных трёх школ. На следующий день  с большой торжественностью  храм был  освящён и совершена в нём  Божественная  литургия.  Присутствие множества клириков и  прекрасное пение  произвели глубокое впечатление на прихожан-чувашей.

            Архиепископ Арсений  поручил протоирею Н. Варушкину раздать прихожанам  на память об этом  торжестве крестики и книжки- жития  святых мучеников  Казанских- на  чувашском языке. С каким благоговением и  радостью  принимались эти подарки, можно было судить по  тому, что  многие прихожане  завещали по кончине похоронить их с крестом – подарком Владыки.

   Однопрестольный Никольский храм, сравнительно  невысокий, в плане имеет  форму креста.  Но, построенный на  возвышенном месте,  он с пятью главами и колокольней виден более чем за  пятнадцать километров. Архитектурное оформление  храма отличается строгостью и простотой.

             С древнейших времён  русские зодчие,  приступая к  строительству нового храма, как правило, следовали  определённому  образу. Для Никольского храма, по видимому, таким  образцом  мог быть  какой либо храм из близлежащих селений, например, из  сушествующих ныне  Хормалинский  Ибресинского района или Шоркистринский Урмарского района.

             Храму Святителя Николая  зодчий придал стройный вид, благодаря чему  при незначительной высоте он выглядит величественно. Чёткость  и гармоничность в архитектуре достигаются  делением плоскостей стен  наличниками. Применение небольших фронтонов позволило  нарушить  некоторую  монотонность в чередовании одинаковых оконных проёмов.  Перекрытия  от четверика к восьмерику и от него к верхней  восьмигранной башенке  плавно нарастают вверх. Венчает храм главка на тонком барабане и с крестом,  подобно мирной молитве, с благодарностью устремлённый к Богу

             Внутри храм невелик и потому кажется особенно уютным. Резной иконостас первоначально был устроен двухъярусным. В конце 50-х годов, при тогдашнем настоятеле храма священнике Иоанне Парамонове,  надстроен был ещё один ярус,  а между первым и  вторым добавлен ярус с иконами двунадесятых праздников. Тогда же были устроены  за клиросами киоты в виде сени хорошей резной работы.  Царские врата также резные. Над ними устроена  спускаемая  чтимая  Почаевская икона Божией Матери. Примечательны мраморные облачения на святом престоле и жертвеннике,  пожертвованные И.И. Кудрявцевым. Подобные облачения были единственными в тогдашней Казанской епархии.  В храме устроены хоры более чем на 100 певчих.

             Клир храма с ревностью совершает своё пастырское служение. Много труда и  забот уделяют исполнительный орган и прихожане, чтобы содержать храм в  исключительном порядке.  Благодаря Этому декор храма всегда радует глаз свежестью. Густая листва деревьев оттеняет светло-голубые  наружные стены из гранённых  небольших глав  луковиц с крестами.

            Прихожанами  Никольского храма являются  в основном  чуваши, но в  приходе  много верующих  других национальностей, например, русских, мордвы. Богослужения в храме совершаются  как на церковнославянском, так и  на чувашском языках. Церковные песнопения  исполняются за службами не только хором, но и  верующим народом. Евангелие, Апостол и  паримии читаются  также и на чувашском языке (перевод Нового Завета, а также Псалтыри и ряда  богослужебных книг Октонха, Праздничной Минеи, Часослова и других был  завершён в начале нынешнего века).  Проповеди произносятся  поочерёдно  на двух языках – чувашском и русском.

             В Никольском храме  православные верующие города и многих селений в  окрестностях  Канаша обретают радость  богообщения.  Служба в храме совершается ежедневно,  утром и вечером, и в соответствии с Уставом -  истово и благоговейно. По четвергам  читается  акафист  Святителю Николаю с  участием всего  клира, а по воскресеньям  вечерам – акафисты  нараспев Спасителю или  Божией Матери (поочередно).

            10 декабря 1973 года, в день Престольного праздника, в храм Канаша прибыл архиепископ Чебоксарский и  Чувашский Вениамин. Приветствуя архипастыря при встрече,  местный благочинный настоятель храма  протоирей  Илия Карлинов выразил радость верующих в связи с приездом Владыки.

            Высокопреосвященный Вениамин  при множестве верующих в сослужении причта  храма  совершил накануне  праздника всенощное бдение с чтением акафиста Святителю Николаю, а в  самый праздник – Божественную литургию и праздничный молебн. Архиепископ  Вениамин  проповедал за богослужениями. Святитель Николай даёт нам – сказал  за всенощной Владыка, наилучший образец служения Богу и как  христиана истинного, и как  пастыря  доброго, Святитель Николай для всех нас,  особенно пастырей, дорог тем, что он явил  наилучший образ пастырского служения. За литургией  Высокопреосвященный  Вениамин  предложил богомольцам поучение о Церкви Христовой на  земле, основанной  Спасителем  ценою  Крестных Страданий. «Мы понимаем, какой великой ценой мы  заслужили счастье принадлежать  Святой Церкви Православной, - говорил  архипастырь.- Но  для  этого  нам надо стремиться к святости,  стремиться  к совершенствованию своей  жизни с помощью  Божией благодати». Это была основная цель у Христа  Спасителя, и эта же цель  и у всех пастырей Его Святой  Церкви – привлечь к Богу  души и сердца  человеческие. Святая Церковь  своих детей ведёт ко спасению,  Благодатная жизнь не перестаёт действовать, Дух Святой до сего  дня  наставляет христианскую Церковь в истине, принесённой  Господом Иисусом Христом. И то, что  люди  достигают спасения, говорит  о действии Святого  Духа, возрождающего  человека и возвышающего  до состояния святости.  Примером этому служит  прославляемый ныне  Святитель Николай,  Мирликийский чудотворец.

            По окончании  молебна Владыка Вениамин рассказал об устройстве Русской  Православной  Церкви, о её участии в деле  защиты мира и призвал  верующих  принимать активное участие в миротворческой деятельности.

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика